Невнимательность, гиперактивность и импульсивность — основные критерии СДВГ. Прежде, чем бить тревогу и подозревать у вашего малыша синдром дефицита внимания с гиперактивностью, проанализируйте условия его воспитания и сопоставьте его поведение с возрастными особенностями.
Правильно посмотреть на ребёнка с этой позиции всегда поможет специалист, но и близкие взрослые при должной наблюдательности смогут понять — непоседе требуется специальный комплекс помощи или его активность это естественное проявление растущего организма на очередном этапе развития.
Признаки невнимательности
Обычно ребенок не способен удерживать внимание на деталях, из-за чего он допускает ошибки при выполнении любых заданий.
Ребенок не в состоянии вслушиваться в обращенную к нему речь, из-за чего складывается впечатление, что он вообще игнорирует слова и замечания окружающих.
Ребенок не умеет доводить выполняемую работу до конца. Часто кажется, что он, таким образом, высказывает свой протест, потому что ему не нравится эта работа. Но дело все в том, что ребенок просто не в состоянии усвоить правила работы, предлагаемые ему инструкцией, и придерживаться их.

Ребенок испытывает огромные трудности в процессе организации собственной деятельности (не важно — построить ли дом из кубиков).
Ребенок избегает заданий, которые требуют длительного умственного напряжения.
Ребенок часто теряет свои вещи, предметы: в детском саду никогда не может найти свою шапку, хотя предварительно мама все собрала и сложила в одном месте.
Ребенок легко отвлекается на посторонние стимулы.
Ребенок постоянно все забывает.
Для того чтобы поставить ребенку диагноз «невнимательность», у него должно присутствовать как минимум шесть из перечисленных признаков, которые сохраняются по меньшей мере шесть месяцев и выражены постоянно, что не позволяет ребенку адаптироваться в нормальной возрастной среде.
Гиперактивность
Ребенок суетлив, никогда не сидит спокойно. Часто можно видеть, как он беспричинно двигает кистями рук, стопами, елозит на стуле, постоянно оборачивается.
Ребенок не в состоянии долго усидеть на месте, вскакивает без разрешения, ходит по группе и т. п.

Двигательная активность ребенка, как правило, не имеет определенной цели. Он просто так бегает, крутится, карабкается, пытается куда-то залезть, хотя порой это бывает далеко не безопасно.
Ребенок не может играть в тихие игры, отдыхать, сидеть тихо и спокойно, заниматься чем-то определенным.
Ребенок всегда нацелен на движение.
Часто бывает болтливым.
Импульсивность
Ребенок часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не дослушав их до конца, порой просто выкрикивает ответы.
Ребенок с трудом дожидается своей очереди, независимо от ситуации и обстановки.

Ребенок обычно мешает другим, вмешивается в разговоры, игры, пристает к окружающим.
Говорить о гиперактивности и импульсивности можно только в том случае, если из перечисленных выше признаков присутствуют как минимум шесть и сохраняются они не менее шести месяцев.